4 марта 2011 года |
Наша новая «липовая» школа |
Воронежские власти отчитались перед Москвой: 10 процентов самых высокооплачиваемых учителей зарабатывают по 40 тысяч рублей в месяц |
|
|
|
На коллегии департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (4 марта 2011 года).
Фото: Людмилы Тореевой. |
На коллегии департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, посвященной итогам деятельности в 2010 году, которая прошла 4 марта, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова поделилась интересным фактом. При изучении сводного доклада нашей области «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год, отправленного в министерство образования и науки РФ, ее откровенно поразила цифра – оказывается, что в 2009-м и 2010-м годах 10 проц. наших самых высокооплачиваемых учителей зарабатывали по 40 тыс. руб. в месяц. По словам Бирюковой, сотрудники обкома профсоюза связались практически со всеми элитными школами – такой зарплаты ни у кого нет. Тогда откуда взялась эта цифра? Неувязочка?! Да, кстати, а может быть, пафосные заявления руководителей всех уровней о значительном росте зарплат учителей в последние годы – это не некое рядовое вранье, а просто уход властей предержащих из реальной жизни в мир грез, видений, фантазий… Жаль, что надо картошку по 40 руб. за кило покупать, да гречку – по 100, да за квартиру отдать тысячи три и так далее. А то бы помечтали вместе!
На коллегии подводились итоги работы системы образования Воронежской области в 2010 году. Речь шла о многочисленных проблемах отрасли. О достижениях почти не говорилось. Даже самому руководителю департамента Олегу Мосолову на сей счет практически сказать было нечего.
В своем выступлении председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова в который уже раз подняла проблему откровенно нищенской оплаты труда работников образования. «Не надо лукавить, – обратилась она к сидящим в президиуме чиновникам департамента образования, науки и моложенной политики, – анализируя данные Росстата по среднемесячной заработной плате! Эти цифры, как средняя температура по больнице, не отражают состояния здоровья конкретного больного. Сложим зарплату руководителей и рядовых работников, в итоге получим 15 – 17 тыс. руб. в месяц. Вроде неплохо. Вот и отчитываются на всех уровнях по этим показателям… Письма педагогов, статистика с мест говорят об обратном…».
Крайне резко Бирюкова высказалась в адрес введенной три года тому назад в школах области новой системы оплаты труда (НСОТ). И указала чиновникам (опять же в который раз!) на то, что НСОТ была введена в нарушение федерального законодательства. Перечислив нормы, которые были нарушены, профлидер резюмировала: «Гарантий нет, нет перспектив и системы проведения индексации зарплаты. Зато есть неоправданная вариативность и дифференциация в оплате труда. Сегодня в каждом районе и каждой школе своя система оплаты труда. И зачастую она зависит не от эффективности работы учителя, а от финансовых возможностей субъекта и самого образовательного учреждения, от количества учеников в классе. Так продолжаться дальше не может. Мы настаивали и настаиваем на установлении базовых ставок (окладов) как гарантиях государства с учетом того, что средний уровень зарплаты педагогических работников должен быть не менее среднего по экономике». Профлидер привела данные, показывающие, каково это соотношение в реальности: среднемесячная зарплата школьных педагогов от среднемесячной в экономике в 2010 году составила 69,2 проц., зарплата педагогов детских садов – 49,9 проц., в начальном профессиональном образовании – 61,3 проц., в среднем профессиональном образовании – 72,3 проц. Всего, по информации председателя обкома профсоюза, за чертой бедности (получают зарплату от минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума) в нашей области находятся: 40 проц. работников областных государственных образовательных учреждений и 46,5 проц. работников муниципальных образовательных учреждений. С учетом же того, что потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума, не отражает реальных расходов населения, так как не пересматривалась последние пять лет, эти цифры выглядят особенно печально…
Бирюкова подвергла сомнению целесообразность открытия в школах в условиях недостаточного финансирования собственных бухгалтерий. Ведь в отличие от централизованных, финансируемых из бюджетов муниципалитетов, школьные бухгалтерии финансируются из средств, выделяемых на реализацию стандарта образования. Согласно приведенным Тамарой Андреевной сведениям бухгалтерия гимназии имени А.П. Платонова Воронежа в прошлом году «съела» 1 млн. 918 тыс. руб., что составило 33,1 проц. стимулирующей части фонда оплаты труда (ФОТ) этого учебного заведения. На содержание бухгалтерии в средней школе № 56 Воронежа было истрачено 28 проц. стимулирующей части ФОТ, в средней школе № 9 Воронежа – 27,6 проц. стимулирующей части ФОТ, в лицее № 4 Воронежа – 22 проц. стимулирующей части ФОТ и так далее и тому подобное. В целом же 38 общеобразовательных учреждений Воронежа, которые имеют свои бухгалтерии, израсходовали на их содержание в прошлом году более 30 млн. рублей. «Можно ли назвать эффективным такое расходование средств?» – задала Бирюкова собравшимся риторический вопрос.
Касательно сельских школ Бирюкова заявила о недопустимости расходования средств стандарта образования на оплату труда водителей школьных автобусов и сопровождающих их педагогов. Позиция профсоюза по данному вопросу жесткая – эти расходы должны взять на себя муниципалитеты.
Самая же острая часть выступления Тамары Бирюковой была посвящена малокомплектным школам. Профлидер напомнила: согласно пункту 2 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» норматив финансирования малокомплектных школ должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Допущенное областными властями в 2006 году нарушение этой нормы закончилось для них весьма плачевно: прокуратурой области, куда обком профсоюза обратился за помощью, была восстановлена законность в этом вопросе. Однако, по-видимому, посетовала профлидер, у чиновников слишком короткая память, если уже в 2011 году они наступили на те же самые грабли, опять профинансировав малокомплектные школы в уменьшенном объеме. Председатель обкома профсоюза потребовала от департамента образования, науки и молодежной политики оперативно устранить это нарушение. В противном случае, заметила Бирюкова, новое обращение в облпрокуратуру, причем в самое ближайшее время, неизбежно.
Бирюкова также указала департаменту на необходимость пересмотра Положения о малокомплектной школе. «Мы считаем, что названным Положением искусственно занижается количество малокомплектных школ в области, – озвучила позицию обкома профсоюза профлидер. – Почему если в начальной школе 10 детей, то она является малокомплектной и финансируется по нормативу, не зависящему от количества обучающихся, а если детей всего на одного больше, то финансирование сразу же уменьшается в разы?».
По словам Тамары Бирюковой, предложения обкома профсоюза, касающиеся малокомплектных школ, были направлены в департамент еще в начале ноября 2010 года, но почему-то так и остались без ответа…
Выступление руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олега Мосолова, можно сказать, стало констатацией того бедственного положения, в котором находится отрасль: в прошлом году было закрыто 37 школ (как следует из продемонстрированной презентации: в 2009 году школ было 922, в 2010-м – их стало 885); 33 школы размещаются в ветхих зданиях; только 33 проц. школьников предоставлены основные виды современных условий обучения по программам общего образования; в устройстве в дошкольные учреждения нуждаются почти 26 тыс. детей; большое число детских садов требует реконструкции и капитального ремонта, из них 66 проц. располагаются в приспособленных помещениях; объем финансирования большинства интернатных учреждений за последние три года составил от 35 проц. до 76 проц. от потребности…
Ответом на «правильное» заявление руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова о том, что профессиональное образование сегодня должно учитывать потребности рынка труда, стало честное признание председателя Совета директоров учреждений начального профессионального образования (НПО), директора профессионального лицея № 7 Татьяны Сальковой в том, что такой анализ просто невозможно сделать в условиях… фактического отсутствия данных по развитию экономики региона!
В своей короткой и страстной речи Татьяна Анатольевна перечислила все те препятствия, которые мешают развитию учреждений НПО. Это: отсутствие механизмов формирования заказа на подготовку квалифицированных рабочих с учетом государственных, отраслевых и гражданских интересов; отсутствие механизма привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере НПО в виде законодательных актов; отсутствие механизма взаимодействия со школами по профильному предпрофессиональному и профессиональному обучению школьников; отсутствие финансовых нормативов по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям НПО; низкая заработная плата, не способствующая привлечению квалифицированных педагогических работников в учреждения НПО; несоответствие уровня профессиональной и социальной подготовки рабочих кадров требованиям работодателей…
По поводу последнего пункта Салькова пояснила, что современных рабочих должны отличать компетентность, самостоятельность, ответственность и мобильность. Развивать эти качества, по ее словам, можно только в условиях реального производства. А что происходит сегодня? Все предприятия города и области, где проходят практику учащиеся учреждений НПО, не создают им желаемых условий. Такое же перспективное направление, как организация производственной практики на базе самих учреждений НПО, оказалось практически сведенным к нулю из-за отсутствия средств на приобретение расходных материалов в необходимом объеме. Правда, путь решения последней проблемы есть – передать учреждениям НПО право на распоряжение средствами, получаемыми от коммерческой деятельности. Но пошли по этому пути, по утверждению Татьяны Сальковой, почему-то многие другие регионы, за исключением нашего…
Людмила Тореева, газета «Профсоюзный щит», №3 (68), март 2011 года.
Ссылки по теме
- Воронежская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ подвела итоги IV пятилетки своей деятельности (Vobkom.ru, 2 декабря 2009 года)
- В Воронеже введена новая система оплаты труда бюджетников, одна из самых прогрессивных в стране (Vobkom.ru, 30 сентября 2009 года)
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования города Воронежа 27 августа 2009 года (Vobkom.ru, 27 августа 2009 года)
- Текст выступления председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Т.А. Бирюковой на совещании работников образования Воронежской области 19 августа 2009 года (Vobkom.ru, 19 августа 2009 года)
- На пленуме Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ новую систему оплаты труда раскритиковали в пух и прах. Областные власти пообещали критику учесть (Vobkom.ru, 15 апреля 2009 года)
- Профлидер из Воронежа сообщила премьеру Владимиру Путину много нового о новой системе оплаты труда в школах (Vobkom.ru, 27 марта 2009 года)
- Впервые в Воронежской области суд признал незаконными действия властей по недостаточному финансированию стимулирующего фонда школ (Vobkom.ru, 6 февраля 2009 года)
- Впервые в Воронежской области районному профлидеру удалось переломить ситуацию с невыплатами денег из стимулирующего фонда школьным педагогам (Vobkom.ru, 24 декабря 2008 года)
Ресурсы по теме
- Vobkom.ru |